Сегодня я о том, как «не напортачить», пока щенок еще на карантине и ходить на занятия нельзя.
А, я знаю, ответственный владелец очень за это переживает) И потому к моменту окончания карантина малец уже делает сидеть-лежать-дайлапу-голос-фу… И хозяин уверен, что поразит окружающих воспитанностью своей собаки, как только выйдет в свет.
А не тут-то было! Впервые оказавшись на улице, щен почему-то бежит ко всем людям, все нюхает (или ест), или, наоборот, жмется к ногам и ни в какую не желает приносить мячик и шагать «рядом»!
А несчастный его дрессировщик хватается за голову, вопрошая у небес «что же я не так сделал?!»
Да ничего, по сути. В смысле: ничего не сделал. Из того, что надо было.
Для примера: как мы готовим человеческих детей к школе и взрослой жизни? Сначала – навыки коммуникации с взрослыми и сверстниками, потом – навыки самообслуживания (кушать ложкой, одеваться, чистить зубы), затем – минимальные знания об окружающем мире и безопасности (это голубь, а это грузовик – у него на пути не стой), и только потом – чтение, письмо, не говоря уж о логарифмах и коллоидной химии.
А «сидеть-лежать-дайлапу» — это сразу логарифмы, ну или таблица умножения, как минимум. Ну да, дома собачий ребенок это делает. Потому что предыдущие этапы обучения в условиях квартиры уже пройдены (чаще всего еще у заводчика). А как только он попадает на улицу – это ж совсем другой мир! И всему надо учиться заново!
Это приговор? Вовсе нет. Есть вполне себе эффективные упражнения, которые позволят вам перенести все усвоенные щенком в квартире правила и навыки на улицу.
Итак, по пунктам:
1. Играйте. В смысле, не «принеси мяч» (хотя и это можно), а сами собой и в перетяжки. Это позволит щенку научиться понимать ваши эмоции (а вам – понятно их демонстрировать) и доверять вам. Если будете играть правильно, конечно (об это мы уже писали)
2. Кормите. С рук. За еду пусть заглядывает в глазки (это простейшее упражнение на концентрацию), или идет за кусочком делая змейки-кружочки-кувырочки (тоже упражнение на концентрацию, а еще для формирования доверительных отношений)
3. Разговаривайте. Чем больше – тем лучше. Причем так, чтобы видеть ответ со стороны щенка: вы хвалите – он радуется, вы успокаиваете – он расслабляется
4. Позволяйте залезать себе на голову: выбирайте удобное вам место, время, одежду, позу – и дайте ему возможность залезть на колени, на грудь, спину. Это прекрасный способ сформировать его доверие к вам. Только не забывайте, что для вас это тоже должно быть комфортно. Если зверенок переходит границы разумного, прекращайте такое общение. В результате он научится доверять вам, и, вместе с тем, уважать ваши границы.
5. Запрещайте. Вот не «наказывайте», а «запрещайте»! Это значит, что в помойное ведро лезть нельзя. И утром нельзя. И когда голодный нельзя. И когда скучно. И когда с прогулки вернулись тоже нельзя. И так 5000 раз. Пока не прекратятся попытки. Прям без исключений и поблажек. Просто остановить рукой и не дать возможности это сделать. Потому как: что запрещено – то запрещено всегда. Заодно и у себя сформируйте этот навык))) очень поможет в будущем. И тоже очень поможет с доверием. Потому, что есть понятные правила, в которых можно – это можно, а нельзя – это нельзя. Вы предсказуемы для собаки, а, значит, безопасны.
6. Мойте, стригите, осматривайте. Короче, приучайте к гигиеническим процедурам – пока он вам сильно верит и мало весит. А то потом труднее будет. Это тоже про доверие, кстати. И вполне можно совмещать с п.2
В итоге, что должно получиться:
1. Щенку с вами интересно. Не ради куска или игрушки, а именно с вами.
2. Он вам доверяет
3. Он знает некоторые требования и готов с ними мириться, даже если от них не в восторге. Потому что: а) все равно не отвертишься, б) потом за это будет что-то хорошее
А уж потом на улице Вы сможете пользоваться и интересом, и доверием. А большинство команд (бытовых) учатся за несколько дней) Вопрос только в том, чтобы у собаки была причина их выполнять.