Дрессировка собак в Уфе

Dog Show Club

Инстинкт быть первым

Главная Блог Зависимость методов дрессировки от генетики - Алекс Вяткин

Зависимость методов дрессировки от генетики — Алекс Вяткин

Зависимость методов дрессировки от генетики

Существует множество различных методик воспитания и дрессировки собак. Часто для достижения максимального результата дрессировщик использует несколько из них, умело сочетая в своей работе различные способы воздействия на собаку — от механических до пищевых, игровых или наведения на нужное действие. Но даже при таком подходе, можно с легкостью заметить, что для каждой отдельной собаки (даже среди представителей одной породы) «максимальный результат» всегда свой. Одна собака с легкостью обучается, способна долго работать и готова пойти на все ради хозяина. Другая же, напротив, работает без энтузиазма, постоянно отвлекается и словно не замечает своего владельца.

Почему так происходит? Почему с одними собаками можно с легкостью достичь непревзойденных высот в дрессировке, а с другими обучение элементарным навыкам растягивается на долгие месяцы и превращается в ад для обоих — и хозяина, и самого животного? От чего зависят желание и способность к обучению у собак? Да, конечно, и принадлежность к определенной породе, и возраст, и состояние нервной системы животного, и, собственно, методика дрессировки, играют здесь свою роль, но весь ли это список? Или, возможно, мы упускаем из внимания нечто более важное? Узнайте ответ из статьи Алекса Вяткина «Зависимость методов дрессировки от генетики»!

Каждый раз, начиная занятие с новой аудиторией, моей основной задачей, как тренера, является умение правильно «увидеть» и «прочесть» поведение представленных собак, а также подобрать оптимально правильную методику для их воспитания. Методов дрессировки множество, но от чего зависит мой выбор?

В первую очередь, от особенностей генетики представленных животных.

Бытует мнение, что «учение и труд все перетрут», мол, надо упорнее заниматься, и все получится… К сожалению, это не так. Сколько бы меня не мотивировали и не наказывали, я все равно не стану Мохаммедом Али или Сергеем Бубкой. А вот то, что смогу, зависит от того, «из чего я сделан», и от того, кто будет меня обучать.

Зависимость методов дрессировки от генетики

Как тренера и заводчика рабочих собак меня абсолютно не интересуют вопросы шоу зоотехники, ибо цвет, структура шерсти и принадлежность к какому-то надуманному стандарту не имеет никакого практического значения для того, чтобы можно было понимать и управлять поведением животных.

Итак, с какими же основными типами собак приходится сталкиваться в дрессировке?

Первый тип – собаки с сильной пищевой и игровой мотивацией.

С этим типом собак очень приятно работать. Это – жизнелюбы, у которых практически не бывает «плохих дней». Они наполняют нашу жизнь улыбками и удовольствием от общения с ними. В тренинге, поскольку они хотят все, что бы им не предложили, нам остается только отбирать нужное поведение, и вовремя его подкреплять, а ненужное игнорировать. Коррекция если и применяется, то, в основном, незначительная.

Зависимость методов дрессировки от генетики

Этим собакам достаточно показать, каким поведением можно достичь цели, и они начинают сами с удовольствием его показывать. С ними легко уходить от подкрепления, так как обладая «рабочей этикой», они готовы работать в расчете на иллюзорное, но такое желанное подкрепление, которое когда-то все же случится.

Есть ведь и люди, от которых идет сильная позитивная энергетика и постоянный креатив. Так и собакам первого типа не важно, если у них не всегда все сразу получается. Они не сдаются и всегда идут вперед. Они игроки, для которых часто процесс достижения цели важнее и интереснее ее самой. Собаки этого типа получают удовольствие от самого процесса тренинга.

Второй тип — собаки со средним уровнем мотивации.

Это собаки, которые хотят играть, но недолго и вяловато… будут работать за еду, но не настолько, что бы «убиваться» за вкусняшку. Это трудная категория для работы, так как к ним приходиться применять бОльшее количество коррекции, потому как они готовы работать только, если постоянно видят перед собой мотиватор. Когда мотиватор пропадает, они теряют концентрацию и интерес.

Зависимость методов дрессировки от генетики

Таких собак с детства лучше приучать к «позитиву коррекции», к примеру: поддергиваем поводок в сторону движения и кормим с похвалой одновременно, объясняя собаке, что нужно лишь следовать за коррекцией и будет найдено вознаграждение. Это кропотливая и долгосрочная работа, в процессе которой собака не должна испытывать стресс. Подкрепление убирается очень постепенно. Очень важно следить за эмоциональным состоянием собаки в процессе. Она не должна бояться и показывать избегания. Тренировать эту группу собак только на позитиве не получится – лишь только появятся отвлекающие факторы и стресс извне, будь то соревнования или просто сильный посторонний раздражитель, они откажутся работать, так как понятие «рабочей этики» в их генетику не заложено. Можно бесконечно пытаться развить их драйв, но драйв опять же определяется в первую очередь генетикой.

Для ясности приведу свою шкалу градации уровней драйва от 1 одного до 10 десяти.

Вот пример собаки с уровней драйва 8 по десятибалльной шкале:

Вот пример собаки с уровнем драйва 9 по десятибалльной шкале:

У первой категории собак этот уровень от 5 до 10. У второй от 1 до 4. Сколько не развивай драйв у собаки с природным уровнем 1, он никогда не станет 5 и выше. Путем грамотного тренинга и долгих усилий мы можем надеяться поднять его до 2-3 — не больше. Это и есть генетический лимит данного животного и РЕЗУЛЬТАТ, который можно ожидать от работы с такой собакой также лежит в этих пределах.

Переводя на «человеческие» мерки, это слабоинициативные работники, постоянно нуждающиеся во внешнем стимуле. А если его нет какое-то время, они быстро теряют интерес и производительность. КПД от вложенных усилий в работе с этой группой весьма невелик. В спорте мы называем таких собак «параолимпийцами».

Третий тип — собаки с недостаточным природным уровнем мотивации.

Играть не хотят. Работать за еду также ленятся. Жизни особо не радуются, общению с хозяином тоже не особо рады… Больше всего они хотят чтобы их оставили в покое… Дрессировка для них в тягость, выглядит как издевательство над животным.

С ними также приходиться работать, хотя будь моя воля, я бы просто оставил их в покое. Они никому ничего не должны и не виновны в том, что их такими инертными создали заводчики. Хозяева же, как правило, при этом считают, что должны пройти с такой собакой программу дрессировки… Как с ними работать? В основном через голод, ибо играть они не будут, а в холодильник сам не залезешь, и когда-нибудь все-таки голод пересилит природную лень. Также в борьбе с природной ленью хорошо помогает ЭШО. Здесь он больше применяется для того, что бы разбудить и расшевелить ленивца…

Как отличить уровень мотивации для неискушенного тренингом владельца?

Зависимость методов дрессировки от генетики

Собаки первой категории – камикадзе, и практически не показывают усталости в достижении цели. Они могут гонять за мячом или игрушкой или фигурантом пока не выработаются «до железки» и, бывает, даже гибнут от перегрева и невозможности восстановиться, если их не остановит хозяин вовремя. Они всегда голодны и работают за лакомство, даже когда сыты.

Вторая категория — будут играть, но довольно быстро устают и плохо играют при отвлечениях. Будут работать за еду, но только когда голодны и теряют интерес, если им нужно сделать что-то сложное (например, долго концентрироваться) для получения вознаграждения.

Выше я упоминал понятие коррекции, но думаю, стоит немного объяснить, что это такое и каких видов коррекции бывают.

Не стоит пугаться коррекций. Бесконфликтный тренинг не означает безкоррекционный. Если коррекция подобрана правильно по силе и во времени, собаке она понятна и конфликта не возникает. При этом желаемое поведение достигается быстро и остается надежным. Если вам приходиться постоянно корректировать собаку за одно и то же нежелаемое поведение — значит, вы что-то делаете не так. Типичная картина — на прогулке собака тянет на поводке, хозяин постоянно поводок этот дергает, говоря «рядом» , а собака продолжает тянуть или отставать… и это происходит снова и снова… Так раньше частенько обучали движению рядом на площадках, и даже сегодня такой анахронизм еще встречается… Чему учится такая собака? Тому, что коррекция это часть ее жизни, некое неизбежное, постоянно присутствующее вмешательство, которое ничего не значит… и тому, что команда «рядом» означает «бодание» с хозяином на поводке.

Зависимость методов дрессировки от генетики

Чтобы понять почему правильная коррекция не вызывает конфликта и соответственно не приводит к стрессу, приведу пример. Представим, что вы приехали в Англию, арендовали машину и отправились в путешествие. Дома вы ездили по правой стороне дороги, а в Англии ездят по левой. Вы этого не знаете и выехали на встречное движение и вам не понятно, почему вас тут же останавливает и штрафует полиция. Возникает конфликт и как результат стресс, потому что правил вы не знаете. Но если уплатив штраф в следующий раз вы поступите так же, действия полиции у вас не вызовут конфликта.

В дрессировке это работает так же. Если вы сначала объяснили собаке наведением что значит команда рядом, «прикормив» эту позицию так, что собака, не сопротивляясь, хочет идти рядом, и если она отвлеклась, дали коррекцию, она не будет упираться, так как знает, что в этой позиции ее кормят и хвалят. Но если вы сразу начали дергать поводок, не объяснив, какого именно поведения вы добиваетесь, собака начнет сопротивляться и стрессовать…

Виды коррекции:

  1. Наводящая коррекция. Она показывает, как достичь желаемой цели. Это основная коррекция, используемая нами в тренинге. После получения наводящей коррекции собака не должна пугаться и показывать состояние избегания, не должна поджимать хвост и терять интерес к продолжению тренинга. Если это произошло и собака «обиделась» значит, уровень коррекции и время были подобраны не верно. Инструменты воздействия – цепочка, строгий ошейник, ЭШО на низких уровнях.
  2. Подавляющая поведение коррекция. Вводится в случаях немотивированной агрессии на людей и животных. По силе воздействия она сильно отличается от наводящей. Ее цель – убрать нежелаемое поведение раз и навсегда, потому что жить с такой собакой опасно для окружающих и для членов ее семьи. Инструмент воздействия — удавка. Не пытайтесь избавиться от агрессии с помощью строгого ошейника или ЭШО, так как эти инструменты поднимают уровень возбуждения, особенно у сильных собак, и могут привести к еще большей агрессии или ее переадресации на хозяина.
Зависимость методов дрессировки от генетики

Мечта каждого тренера, работать только с собаками первого типа, потому, что с ними можно показать очень зрелищную работу и сам процесс тренинга доставляет особое удовольствие давая место креативу, как на приведенных выше видео. Хорошо бы, чтобы это понимали и об этом помнили заводчики. Но, к сожалению, таких собак очень не много и становится с каждым годом все меньше… Их мы, дрессировщики, и относим к классу РАБОЧИХ.

Первоисточник и иллюстрации к статье: working-malinois.com.

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *